Вернуться к событию
Франко-российский коллоквиум
«Россия – Франция, 1914-1918:
от альянса к сотрудничеству»

Ермаков Александр Михайлович

д.и.н., доцент кафедры всеобщей истории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Первая мировая война на страницах школьных российских учебников

Авторами современных учебников была проведена огромная работа по замене устаревшей советской интерпретации войны 19141918 гг. новой концепцией, соответствующей состоянию научных знаний и отвечающей запросам общества и государства. В учебные тексты включены рубрики, показывающие развитие международных отношений накануне войны, планы сторон и военные действия, развитие вооружения и боевой техники, отношение к войне классов и партий в России и зарубежных странах, изменения в экономике и социальной сфере воюющих держав, настроения населения в тылу и солдат на фронтах, назревание политического кризиса в России и странах Четверного союза. История Первой мировой войны насыщена персоналиями, новыми фактами и трактуется с позиций цивилизационного подхода.

Смена мировоззренческих ориентиров имела следствием новое видение исторического места войны 19141918 гг., ее характера, причин и последствий как в науке, так и в школьном преподавании. В школьных учебниках Первая мировая война рассматривается либо как рубеж, обозначивший переход от Новой к Новейшей истории, либо как эпохальное событие новейшего времени, коренным образом преобразовавшее мир и Россию. Замена формационного подхода цивилизационным не привела к изменению оценок характера войны – ее продолжают считать империалистической, захватнической, несправедливой. От прежней убежденности в неотвратимости войны современные авторы, напротив, решительно отказались. В широком спектре причин мирового вооруженного конфликта большое значение придается экономическому и политическому соперничеству ведущих держав, а также национализму, охватившему правящие круги и массы населения всех стран.

Наряду с образовательной учебный материал о Первой мировой войне выполняет и воспитательную функцию, формируя у школьников гуманистические убеждения и отрицательное отношение к войне как способу разрешения международных споров. Еще большие усилия авторы затрачивают на воспитание патриотизма. Этому служат не только сведения о патриотическом подъеме 1914 г., героизме русских воинов, верности России союзническому долгу, но и отдельные попытки представить войну со стороны России как вторую Отечественную, смягчить ее вину в развязывании мирового конфликта, сожаления о выходе страны из войны незадолго до ее победоносного окончания. Однако участие России в империалистической войне предоставляет значительно меньше возможностей для патриотического воспитания, нежели Великая Отечественная война. Вероятно, в этом кроется одна из причин дисбаланса в освещении истории двух мировых войн в российском школьном курсе истории.

Поделиться:



Комментировать: