Авторами современных учебников была проведена огромная работа по замене устаревшей советской интерпретации войны 19141918 гг. новой концепцией, соответствующей состоянию научных знаний и отвечающей запросам общества и государства. В учебные тексты включены рубрики, показывающие развитие международных отношений накануне войны, планы сторон и военные действия, развитие вооружения и боевой техники, отношение к войне классов и партий в России и зарубежных странах, изменения в экономике и социальной сфере воюющих держав, настроения населения в тылу и солдат на фронтах, назревание политического кризиса в России и странах Четверного союза. История Первой мировой войны насыщена персоналиями, новыми фактами и трактуется с позиций цивилизационного подхода.
Смена мировоззренческих ориентиров имела следствием новое видение исторического места войны 19141918 гг., ее характера, причин и последствий как в науке, так и в школьном преподавании. В школьных учебниках Первая мировая война рассматривается либо как рубеж, обозначивший переход от Новой к Новейшей истории, либо как эпохальное событие новейшего времени, коренным образом преобразовавшее мир и Россию. Замена формационного подхода цивилизационным не привела к изменению оценок характера войны – ее продолжают считать империалистической, захватнической, несправедливой. От прежней убежденности в неотвратимости войны современные авторы, напротив, решительно отказались. В широком спектре причин мирового вооруженного конфликта большое значение придается экономическому и политическому соперничеству ведущих держав, а также национализму, охватившему правящие круги и массы населения всех стран.
Наряду с образовательной учебный материал о Первой мировой войне выполняет и воспитательную функцию, формируя у школьников гуманистические убеждения и отрицательное отношение к войне как способу разрешения международных споров. Еще большие усилия авторы затрачивают на воспитание патриотизма. Этому служат не только сведения о патриотическом подъеме 1914 г., героизме русских воинов, верности России союзническому долгу, но и отдельные попытки представить войну со стороны России как вторую Отечественную, смягчить ее вину в развязывании мирового конфликта, сожаления о выходе страны из войны незадолго до ее победоносного окончания. Однако участие России в империалистической войне предоставляет значительно меньше возможностей для патриотического воспитания, нежели Великая Отечественная война. Вероятно, в этом кроется одна из причин дисбаланса в освещении истории двух мировых войн в российском школьном курсе истории.