Вернуться к событию
Франко-российский коллоквиум
«Россия – Франция, 1914-1918:
от альянса к сотрудничеству»

Медяков Александр Сергеевич

к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультет Московского государственного университета.

Первая мировая как "война культур" в открытках 1914-1918 гг.

Доклад посвящен роли почтовой открытки в пропаганде в годы Первой мировой войны и, в частности, ее использованию в полемике вокруг таких центральных понятий идеологического противостояния, как «культура», «цивилизация», «варварство».

Отмечается важное место открытки в «культуре войны» не только как чрезвычайно распространенного средства коммуникации, но и поставщика визуальных образов и пропагандистских посланий доступным образом и в понятной для простого солдата форме. Особо подчеркивается предоставляемая открыткой и единственная в своем роде возможность увидеть непосредственный отклик на тот или иной визуальный образ, в том числе пропагандистский, примеры чему приводятся в докладе.

Анализ немецких открыток приводит к выводу о наличии трех стратегий легитимации собственных действий в войне посредством отсылок к особому характеру немецкой культуры и дискредитации противников путем опровержения их претензий на защиту европейской цивилизации.

Открытки стран Антанты и, в частности, Франции, проводили четкое различие в понимании «культуры» и «цивилизации» и предлагали трактовку действий Германии как «культурного варвара», отвергая претензии немцев на культурное превосходство.

Особенно отмечается роль фигуры «дикаря» как одного из центральных моментов в обеих пропагандистских моделях, анализируется ее амбивалентность, а также сходство и различия в предлагавшихся противниками трактовках.

В заключении делается вывод о значительной и часто недооцениваемой роли почтовых открыток в ходе пропагандистской борьбы за понимание и трактовки Первой мировой войны.

Поделиться:



Комментировать: